Мошенничество в компании: взгляд аудитора

13:00 | 01.11.2016

Не менее  60% украинских предприятий не имеют выстроенной системы противодействия мошенничеству, в результате чего теряют от 5 до 10% оборота

Внутрикорпоративное мошенничество – весьма распространенное явление во всем мире. Это и незаконное овладение активами, получение коррупционной выгоды от завышения цен, искажение данных учетных систем и много другое. Особенно оно распространено в компаниях, работающих с закупками товаров и услуг на конкурсной основе, где имеют место "откатные схемы", а также в финансовом секторе - незаконные операции с акциями и ценными бумагами. По оценкам аудиторов, компании теряют от 5 до 10% оборота в результате умышленных действий или халатности своих сотрудников. Но, независимо от формы и схемы внутрикорпоративного мошенничества, независимо от отрасли и сферы деятельности предприятия,  человеческий ресурс был и остается основной угрозой бизнеса. Впрочем, он же - главный ресурс его развития. И, как ни парадоксально, один из  основных фактор для противоправного действия с его стороны - наличие возможности совершить такое действие.

16 ноября 2016 в Киеве будет проведен практический семинар "Внутрикорпоративное мошенничество: выявляем, реагируем, упреждаем". Свой взгляд на проблему изложит аудитор с двадцатилетним опытом работы, управляющий партнер АФ "Юскутум-Аудит" Сергей Полищук. Участникам мероприятия будет предложено на интерактивных примерах стать на некоторое время аудитором, выявить типичные и не очень типичные схемы мошенничества и, самое главное, сделать шаг на пути построения эффективной системы упреждения и противодействия мошенничеству, тем самым свести к минимуму вероятность таких появлений в будущем.

***

- Сергей, в ноябре Вы читаете для собственников и руководителей предприятий практический семинар по противодействию корпоративному мошенничеству. Чем обусловлена его актуальность сегодня?

На самом деле, мошенничество на предприятиях распространено во все времена и во всех странах. В схемах задействован персонал, независимо от позиции – от обслуживающего персонала до топ-менеджмента. И независимо от масштаба бизнеса -  от мелкой торговой точки до международных корпораций. Это настолько распространенное явление, что в мире действуют несколько организаций по исследованию проблемы и предотвращению. Например, известная  Association of Certified Fraud Examiners, которая является международной профессиональной организацией и объединяет специалистов по выявлению и расследованию случаев хищений, мошенничества и должностных злоупотреблений, насчитывает более 80 тыс. членов в 150 странах мира. Т.е. можете оценить масштаб "бедствия". Кстати, по ее данным, западные компании из-за мошенничества сотрудников теряют около 6% своего оборота. Аналогичный показатель по США. И мой опыт работы с украинским бизнесом, и опыт моих коллег аудиторов показывает, что не менее  60% украинских предприятий не имеют выстроенной системы противодействия мошенничеству, в результате чего теряют от 5 до 10% оборота.

 

 

- Какие основные схемы  мошенничества распространены в современных  компаниях и, в частности, в украинских?

В большинстве стран мира - это хищение активов, коррупция, манипуляции с отчетностью. А наиболее склоненные к мошенничеству сотрудники - те, которым делегированы права доступа к активам, ресурсам, информации и принятию решений.

Украина - не исключение. Хищения активов занимают большую часть в мошеннических схемах украинских компаний. Типичными из них являются хищение денежных средств, активов, прочие противоправные действия с активами.

Коррупция проявляется в получении неправомерной выгоды в результате злоупотреблений с дебиторской и кредиторской задолженностями, махинации со скидками, преимущественная оплата счетов в пользу контрагентов.

Что касается манипуляций с отчётностью, то у нас в стране они еще не так распространены, потому реальных примеров мало. Но при этом распространены т.н. мошеннические утверждения топ-менеджмента. Обычно манипуляции происходят по причине того, что желание  казаться лучше в глазах инвестора, банка или акционера, превышает инстинкты самосохранения.

- А если смотреть в разрезе отраслей?

По статистике, финансовый сектор (банки) больше всего подвержен разного вида мошенничествам. Частые скандалы с менеджерами крупных банков и инвестиционных фондов тому подтверждение. Наличие значительных ресурсов делают финансовый сектор очень популярным для мошеннических действий. Очевидно, что хищение активов в этом секторе очень распространено. 

Далее по "популярности" следует отметить энергетический и добывающий сектор. Здесь также сосредоточены значительные материальные и титульные ресурсы, что также не дает покоя нечистым на руку сотрудникам. Коррупция,  завышение цены поставщиков, манипуляции с задолженностями – вот типичные схемы этой отрасли.

На третьем месте - телекоммуникационный сектор. Рынок растет, здесь происходит много технологических изменений, растет абонентская база, привлекаются новые специалисты, сотрудники в офисах и мастера, занимающиеся установкой и настройкой оборудования. Понятно, что значительное количество клиентов, ресурсы также притягивает "желающих". На предприятиях этой отрасли также имеют место манипуляции с задолженностью, "откаты", "подставные" компании.

Но важно отметить, что большинство мошеннических схем универсальны и применимы в независимости от сектора экономики или специфики бизнеса.

- Правильно ли я Вас понимаю, мошенничество по отношению к работодателю - это не проблема ментальности, в частности нашей, а проблема недостаточного контроля?

Да. Любое мошенничество – это, прежде всего, наличие возможностей для его осуществления.  В тех же Соединенных Штатах ущерб от таких действий  сотрудников исчисляется сотнями миллиардов долларов в масштабах всей экономики страны. А в Европе 35% компаний признают существование у себя случаев мошенничества. Но, согласитесь, не многие  компании готовы признать подобный факт. В Украине большинство предприятий пытаются скрыть, не допустить огласки или утечки в СМИ информации о наличии подобных правонарушений, переживая за свою репутацию.

Собственно, прямая связь между отсутствием контроля и рисками мошенничества очевидна. Вряд ли только ментальностью можно аргументировать собственнику любой страны, что в его компании  процветает мошенничество и коррупция. Статистика последних лет свидетельствует, что около 75% мошенничества происходит вследствие недостаточности контроля.

- На какие действия чаще идут сотрудники? Каковы типичные виды мошенничества со стороны наемных работников?

Чаще всего, это – кража информации у работодателя, передача  клиентской базы третьим лицам, сговор с клиентами или поставщиками, использование "откатов", использование подставных поставщиков или посредников, фальсификация документов, использование наличных денег не по назначению или ресурсов компании в личных целях.

Как правило, решаются люди на такие поступки по нескольким причинам. Помимо несовершенства внутреннего контроля на предприятии, о которым я уже сказал, часто имеет место такой фактор, как  внешние (семейные) обстоятельства. Речь идет о тяжелом материальном положении, долговых обязательствах, трудностях в семье или необходимости дорогостоящего лечения кого-то из членов семьи. Этот же фактор является самооправданием для человека. Далеко не последнюю роль играет неудовлетворённость персонала уровнем заработной платы и условиями работы, атмосферой в компании и корпоративной культурой. Почему нет, если в этой организации среди менеджеров принято красть? Словом, если в компании - высокая  корпоративная культура и сотрудники разделяют ценности компании,  уровень махинаций, мошенничества, хищений резко снижается.

- На что, в первую очередь, рекомендуете руководителям предприятий обращать внимание? Есть индикаторы?

Безусловно, есть и немало. Но первое и самое важное – это климат и отношения в коллективе. Достоверно известно, что в компании, в которой минимальная текучесть кадров, риски незначительные. И наоборот, чем чаще меняется менеджмент на ключевых позициях, чем ниже лояльность персонала и отношение к компании как к временному месту работы – тем выше риски внутрикорпоративного мошенничества.

Второе, на что необходимо обращать внимание - это на отношение к учету и его организации. Пренебрежение и игнорирование важности учетной функции в компании обращается в потенциальные угрозы рисков  мошенничества.

Третье и не менее важное – это необходимость структурирования процессов в компании, их прозрачности и четкости.

Соответственно, и индикаторы можно разделить на такие группы, как поведенческие, организационные и документарные.

Конечно, руководителя может и должно насторожить большое расхождение между бюджетными и фактическими данными, расхождения между первичными и производными документами, недостачи в кассе и на складах, завышенные лимиты расхода горюче-смазочных материалов и пр. Также индикатором может послужить поведение менеджмента, в т.ч. "затягивание" по каким-либо причинам предоставления запрошенной документации или договорам,  запутанность в отчетных или финансовых документах, отказ от содействия или неадекватная реакция в процессе проверки и пр.

Если же мы говорим о мошенничестве со стороны топ-менеджмента, то первым признаком для собственника может послужить ускорившийся рост расходов по сравнению с доходами, необычные или крупные выгодные сделки в конце отчетного периода и сомнительные, рисковые операции. Согласно данным исследований, проводимых аудиторскими фирмами в разные годы, топ-менеджеры являются главными махинаторами. За ними 50% всех мошеннических действий. Сейчас в украинских компаниях внедряются, по примеру западных, долгосрочные программы мотивации топ-менеджеров с целью обеспечить их лояльность интересам собственников, акционеров.

- Когда аудитор приходит на предприятие, на что первым делом падает его взор?

Первое, что оценивается и тестируется аудитором при проверке – система внутреннего контроля. Ключевая роль аудитора заключается в том, чтобы создать и организовать такую систему в компании.

- Что она собой представляет, каковы ее основные элементы?

Это "надстройка", главной целью которой является упреждение и противодействие всем проявлениям мошенничества. Условно можем выделить два фронта работ … Первый – обеспечение качества организации бизнес-процессов в компании, соподчиненность сотрудников, наличие должностных инструкций, индивидуальные цели и задачи сотрудников, понимание каждого своего вклада в общий результат. Второй – качественная организация учета и его отражения. Бизнес-процессы и учёт - это не дань моде, а необходимость. Для бизнеса дешевле упредить, чем выявить мошенников и устранить последствия. Ущерб может быть весьма ощутимым, а иногда непоправимым. Настроить и организовать такую систему  - вопрос не одного дня, потребуется значительное количество времени и ресурсов. И воля собственников бизнеса, руководителей компаний, директоров направлений: службы безопасности, юридической и кадровой служб, финансового департамента и пр.